< Назад

"Чувствую, моя душа не успокоится никогда"

02 июля 2023 г.

Иван Бессонов дал первый сольный концерт в Кафедральном соборе. Мы поговорили с невероятным пианистом обо всем, что кажется важным

Карьера или музыка
Карьера - это концерты. А концерты - это музыка. Здесь все взаимосвязано. Артист не может существовать без концертов, это часть жизни. Но мне лично сложно представить ситуацию, когда человек на первое место ставит их количество, заработок на концертах, популярность, медийность. Тогда возникает вопрос: "Как он вообще играет? И что он делает на сцене?".

Гонка за известностью смещает людей с более объективного вектора - вектора искусства, поэтому я всегда стараюсь развиваться параллельно, чтобы внутри горел творческий огонь - желание заниматься, что-то делать новое. Играть больше музыки не только сольной, но и камерной. Больше слушать, больше знать.

Не так давно у меня была поездка в город Плес. Был запланирован концерт на открытом воздухе - грандиозное событие с множеством звезд. Я репетировал в небольшом зале, где экспонировались картины. И вдруг мне так захотелось там сыграть! Я подошел к дирекции и предложил что-то сделать. Они сразу откликнулись, на следующий день я дал концерт. Абсолютно бесплатно, спонтанно, просто потому что мне захотелось.

Чувства в музыке
На сцене очень важно сохранять холодный ум, потому что у нас очень спортивная профессия. Если позволить себе отвлечься на эмоцию, можно потеряться в пространстве. Конечно, я не могу полностью отстраниться. Я все чувства проживаю, но главное - не дать эмоции тебя захлестнуть. Когда артист плачет на сцене, он как будто себе это чувство оставляет. Если он немного холоден, часто бывает, что в зале эмоция транслируется в несколько раз сильнее и более остро ощущается.

Концерт в Соборе
Год назад, когда я разыгрывался в Кафедральном соборе перед выступлением на фестивале "Территория мира - Территория музыки", подумал, что здесь очень интересно бы звучал Равель. Я его тогда еще не играл. Сегодня эта идея воплотилась в реальность. Приятно.

Залы с такой акустикой не совсем привычны для классического пианиста. Для вокалистов, духовиков эта среда очень благоприятная. У пианистов могут возникать некоторые вопросы. Но для этого есть репетиции. У меня уже достаточно большой опыт, я знаю, как подстроиться. Темпы чуть отчетливее, чтобы больше мелочей было слышно. Где-то меньше педали. Где-то чуть больше пиано, меньше форте.

Еще одна часть профессии - подстроиться под инструмент, потому что у нас всегда они разные. Конечно, маститые музыканты, такие, как Горовиц, возили с собой свой Steinway. Но это было, когда они уже становились легендами. А так у нас да, большая доля музыкального бродяжничества. Бывает, выходишь, у тебя стоит какая-нибудь "Эстония", которой лет 80, и ее приходится дожимать. Или "Красный октябрь". Хотя попадаются такие замечательные Красные октябри, что одно удовольствие на них играть. Но бывали и сюрпризы. Ломались рояли прямо на концерте, лопалась струна и не было звука, клавиша застревала, педаль не работала.

В таких ситуациях помогает опыт. Опыт игры несмотря ни на что. Это не совсем приятно, но это часть профессии. Не нужно этого слишком пугаться.

На сцене с картиной
Когда я вошел в Собор и увидел на сцене картину Ильи Репина, я еще не знал, что это оригинальный  "Портрет композитора Модеста Мусоргского". Я видел его впервые, впечатление было абсолютно новым. Встретиться с ним вживую - совершенно удивительно.

Если бы в том зале в городе Плес не было картин, возможно, я бы не захотел там сыграть. Живопись всегда создает особенную атмосферу. Святослав Рихтер, например, делал концерты в Музее имени А.С. Пушкина. Его тоже привлекала связь живописи и музыки.

Портрет Модеста Петровича
Честно скажу, музыку Мусоргского я не так хорошо знаю. Но то, что знаю, очень самобытно и не похоже ни на что. Возможно, позже обращусь к его творчеству.

В последнее время достаточно сильно укоренилась моя любовь к Прокофьеву. Сейчас он, наверное, наиболее близкий мне по духу, состоянию. Но это совсем не умаляет моей любви к музыке других композиторов.

Всегда мечтал сыграть Третий концерт Сергея Рахманинова. Это произойдет 14 января в Москве. Но, вы знаете, это музыка, которую учишь всю жизнь. В голове у каждого свой идеал звучания, и к нему можно только стремиться. Только идти. Одно дело - выучить, другое - сыграть, как тебе хочется. Как тебе понравится. Это совершенно разные вещи. Поэтому не нужно думать: выучил, сыграл, все, цель достигнута. На самом деле все только начинается. Часто, чтобы произведение стало получаться, надо с ним прожить год. Два. Бывали даже такие случаи, что и 10 лет.

О предстоящих конкурсах
Этот год выдался сложным: много концертов, очень много поездок. Накопилась некоторая усталость. Хочется немного выдохнуть, больше заниматься музыкой. Мне кажется, музыка и жизнь в музыке гораздо интереснее любого конкурса. Мне важно достичь своих внутренних стремлений, подойти к тому уровню, когда моя душа, наконец, успокоится. Но чувствую, что это, наверно, не произойдет никогда.