< Назад

Сколько живет чудо?

08 декабря 2022 г.

В Кафедральном соборе состоялась первая лекция одного из самых известных музыковедов России Ярослава Тимофеева

С Пяти миллисекунд классической музыки стартовал цикл лекций Ярослава Тимофеева - одного из самых известных музыковедов России, кандидата искусствоведения, ведущего Московской филармонии, пианиста инди-поп-группы OQJAV и главного редактора журнала Музыкальная академия - в Соборе на острове Канта.

- Нам очень хочется собирать в Кафедральном соборе не только тех, кто любит слушать музыку, но и тех, кто думает, размышляет о ней, задает себе вопросы и ищет на них ответы, - заметила Вера Таривердиева. 

Почему Ярослав Тимофеев - один из самых известных музыковедов России, можно было понять с первых минут. Предложив публике поразмышлять о таких простых, но вдохновляющих вещах, как то, что слух по многим параметрам опережает другие органы чувств, что звук существует только на планете Земля, а музыка - то, что звучит не ради пользы, Ярослав плавно перешел к истории. Без списка сложно запоминаемых дат и узких терминов, с яркими музыкальными примерами, часть из которых была представлена в записи, а часть исполнена за фортепиано и, конечно, за органом - Тимофеев все больше увлекал слушателя.

Когда в музыке произошло разделение на исполнителя и слушателя? Где писали первые композиторы? Почему Сороковая симфония Моцарта начинается так, словно Вы пропустили первые ноты? Кто стал самым ярким выражением культа личности композитора? Какое произведение Джона Кейджа будет исполняться as slow as possible в церкви Святого Бурхарда в Хальберштадте на протяжении 639 лет? Да мы даже услышали, как это будет в 2024 году - прямо здесь, за органом Кафедрального собора.

Так, все ближе и ближе, Ярослав подводил нас к тем самым Пяти миллисекундам, рассказывая, как классическая музыка, имевшая поддержку “сильных мира сего”, все-таки вышла из рая своего существования словно Ева. И выбрала другую судьбу - независимости, исключительности, самоценности.

- Классическая музыка - исключение из правил, - говорит Тимофеев. - Чудо. Маргиналия. Небольшой период, когда люди стали писать музыку, чтобы выразить себя. И стали слушать музыку не фоном, не ради произнесения текста песни, не ради служения Господу, не ради обряда, а ради самой музыки.

Долго ли сможет существовать самое высокое из искусств? Ярослав Тимофеев дал самые неутешительные прогнозы на этот счет. Но для слушателей, неотрывно следивших за ходом мысли лектора на протяжении двух часов, для слушателей, оставшихся задать вопросы, для слушателей, на прощание попросивших исполнить за органом Шнитке - классика будет жить вечно.

Онлайн-трансляцию первой лекции Ярослава Тимофеева еще можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/-I7egPHoAt8.