Всероссийский день органа отметили в Кафедральном соборе
Три года назад Российская академия музыки имени Гнесиных создала в России новый праздник - День органа. Третий год подряд мы отмечаем его в Кафедральном соборе - в единственном месте в стране, где установлены два органа. Два титулярных органиста в этот день не только исполняют известную музыку, но и демонстрируют все возможности органного комплекса. И говорят, что в жизни каждого из них День органа - день, связавший их с этим инструментом - случился гораздо раньше.
- Для меня это день поступления в консерваторию, наверно, - рассказывает Мансур Юсупов. - Он стал судьбоносным. После экзаменов мне предложили заняться органом, я же не собирался и не помышлял даже об этом. Хотел стать пианистом. Предложили потому, что я хорошо сыграл полифонию. Органисту необходимо слышать полифонию, ведь большая часть органной музыки - полифоническая. Весь Бах, например.
Первый раз я пощупал незнакомый мне инструмент уже в консерватории: до этого я не слышал даже вживую орган, только в записи. На уроках стал понимать, что к чему. Долго привыкал, зато потом от органа меня было уже не оттащить. - (смеется) - Орган стал главным инструментом в моей жизни.
- Мое первое знакомство с органом состоялось в 1993 году, когда я пришел на урок к своему будущему профессору Алексею Михайловичу Шмитову, - вспоминает Евгений Авраменко. - Это было еще в Мерзляковке. Я учился в 6-ом классе, и первый урок на незнакомом для меня инструменте длился почти три часа. Мне рассказали много, но я практически ничего не понял и не запомнил. Запомнил лишь свои ощущения: мне понравилось играть. Захотелось этот инструмент освоить. С тех пор из-за него я не выхожу практически, и желания бросить вообще не возникало. Когда орган стоил как ракета, я выезжал заниматься в училище в пятом часу утра, потому что жил за городом.
- Все трудности преодолимы, если есть искреннее желание, - говорит Мансур. - Интереснее органа ничего для меня не было.
В тот вечер интереснее органа не было ничего и для слушателей концерта. То и дело в зале, словно лампочки, зажигались телефоны. Их камеры подсвечивали то одну, то другую грань большого оркестра из 8525 труб. Оркестром управляли два дирижера, а музыкой был Бах. Пьяцц. Террени. Дюпре. Альбенис. Талбен-Болл. И два Чайковских, обрамлявшие программу словно Два короля, что на 70 минут сошлись в одном концерте.
Фото: Александр Мелехов