< Назад

Меланхолия: феномен русского искусства и название концерта классической и новой музыки

11 Октября 2021 г.

МолОт-ансамбль открыл XIII международный фестиваль "Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе"

Погасить свет, прикрыть глаза и слушать свист ветра. Шепот листьев. Тихонько наблюдать за сложными чувствами, что вторят природным явлениям изнутри. Меланхолия. Очень русское состояние, рожденное нетронутыми просторами, коротким световым днем и другими обстоятельствами, о которых подробно рассказал в своей лекции Артур Зобнин, директор МолОт-ансамбля. Этот коллектив, созданный почти 10 лет назад в культурной столице и едва ли не самом меланхолическом городе нашей страны - Петербурге, открыл "Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе" в 2021 году.

Концерт, с котрого начался фестиваль, в репертуаре ансамбля носит название "Русская меланхолия-II". Он соединил в себе классическую и новую музыку. В последнюю зал нырнул сразу - с "Русских тупиков" Настасьи Хрущевой. Неровный ритм, эмоциональное исполнение, необыкновенная атмосфера - полная темнота и тишина среди желтых витражей Собора - включили нас в пространство нового опыта. В нем мы шли за Лавровой, Цыбиным, участниками коллектива, композиторами Артуром Зобниным и Алексеем Глазковым, представившими собственные произведения: Опавшие листья (для скрипки и фортепиано) и Потеряется ли моя душа (для ансамбля). Нити современности и классики попеременно переплетались - оттого погружение получилось мягким.

- Новая музыка очень разная, - отмечает директор ансамбля, скрипач и композитор Артур Зобнин. - Пожалуй, то главное, что отличает ее от классики - это взаимоотношения со временем. Меньшая склонность к традиционной драматургии. Время - стрела, крещендирование, кульминация - такого практически нет в современной музыке.

Возможно, слушатели заметили это. Возможно, не отдавали себе отчета. Настроение Русской меланхолии было настолько цельным и понятным для наших чувств, так их захватывало, что разум, после нескольких попыток высказаться, смиренно замолчал. Мы отдались ощущению.

- "Я не понимаю современное искусство", - продолжает Артур. - Есть даже такой мем. Хочется спросить: а понимаем ли мы Босха? Сикстинскую мадонну? Или Баха? Просто есть непосредственное эмоциональное впечатление: что-то на тебя воздействует и сильно.

Возможно, это красота?

Онлайн-трансляцию концерта можно посмотреть на YouTube-канале Кафедрального собора по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=re9Tt6NrNEY