< Назад

Международный фестиваль "Орган +" стартовал

13 июня 2021 г.

Масштабное, объединяющее русское действо о подвигах и жизни великого князя - "Сказание об Александре Невском" - открыло программу фестиваля в этом году.
Показ музыкально-драматической композиции, которая стерла все стереотипы об истории как чем-то скучном и непонятном и захватила слушателя целиком, состоялся в День независимости России. Влившись созвучием во Вселенную органа и стиха, хора и русских народных инструментов, кино и светописи - зал ярко вспомнил то и того, кого в масштабах истории забыть невозможно.

-Этот историко-патриотический проект был создан навстречу 800-летию Александра Невского еще два года назад, - рассказывает автор идеи, профессор, органистка Евгения Кривицкая, - В нем мы хотели представить Александра Невского не как героя с плаката, а как живого человека, близкого нам своими переживаниями. Это обусловило выбор музыки разных жанров. Тут и хор a cappella, и орган соло, и оркестр русских народных инструментов, и драматические монологи, и видеоряд - много компонентов, которые передают не столько пафос, сколько масштаб этой исторической личности.
Автор сценария – Петр Татарицкий: он увязывал между собой литературный текст и музыкальные произведения, которые я предложила его вниманию. Мы использовали сочинения русских композиторов, связанные с национальной идеей: и "Половецкие пляски" Бородина, и Увертюру Глинки к "Руслану и Людмиле", и, конечно, кантату "Александр Невский" Прокофьева.
Считаю, что Петру Татарицкому удалось очень удачно рассчитать кульминации, создать эффектное повествование, построенное на контрастах. Вспомним тихую кульминацию в точке золотого сечения - "О, святый" Сергея Екимова. Это пронзительная, обращенная лично к каждому слушателю молитва «Акафиста Александру Невскому», с которой замечательно сочетаются поэтические строки Карины Филипповой: «Россия, вспомни о себе».
Учитывая то, что мы только что, 9 июня, с огромным успехом показали "Сказание об Александре Невского" в Большом зале Московской консерватории, а в сентябре представим этот проект в Белгороде, очевидно, что тема оказалась очень важной и востребованной.

-История должна быть живой, я уверен, - продолжает режиссер-постановщик, автор сценария, актер-чтец Петр Татарицкий. - Мне кажется правильным жить в 21 веке, основываясь на интересном и важном - на культурном наследии нашего великого прошлого. В этом нет пафоса - но есть искреннее чувство любви к Родине, любви к
согражданам и нашей истории.
"Сказание об Александре Невском" - многосоставная композиция, выстроенная вокруг имени великого князя - менялась от показа к показу. Сегодня она дополнена стихотворными строками нашего современника Николая Денисова, фрагментами знаменитого легендарного фильма Сергея Эйзенштейна, посвященного Александру Невскому - в синхронном воплощении и киносюжета и органа. Это некие новые формы - формы синтетического свойства, которые работают на наше общее русское действо.

-Мне кажется, сейчас как раз такой микс и позволяет добиться максимального воздействия на публику, - соглашается дирижер Александр Соловьев. - Волею судеб случилось, что в последнее время я принимаю участие в целом ряде исторических проектов. Не далее как 8 мая я был главным хормейстером нового сочинения Александра Владимировича Чайковского, которое называется "Хроники Александра Невского" - совместно с Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" под управлением Юрия Башмета, и там тоже был подобный пример вовлечения в историческую тему очень разных творческих сил. В прошлом году, буквально за месяц до пандемии, мы подняли проект русской хоровой оперы "Сказ о Борисе и Глебе." Особенно интересно, что историческая тема преломляется и в трактовке современных авторов - так, например, две партитуры, которыми я дирижировал в "Сказании", принадлежат перу питерского композитора Сергея Викторовича Екимова. Эта музыка, проникнутая пониманием глубокой духовности и историзма, написана языком, понятным тем слушателям, которые приходят на концерты. Имя Александра Невского, особенно в год его 800-летия, тоже как нельзя лучше подходит для того, чтобы привлечь новую публику в залы. Для меня как для дирижера это очень важно, и я рад, что Кафедральный собор развивает подобное направление, а также благодарен Вере Таривердиевой, нашему большому другу, которая так трепетно относится к творческим проектам, которые мы инициируем.

Фестиваль "Орган +" продолжится уже через неделю. 19 июня в 18.00 нас ждет открытие Выставаи одной картины из Третьяковской галереи, сопровождаемое концертом Михаила Кандинского и Екатерины Мельниковой. Приходите!